Электронная подпись – важная деталь применения онлайн-кассы

Согласно ФЗ №-63, достоверность сведений, которые фирма передает в ФНС, подтверждает квалифицированной ЭЦП. С ее помощью можно зарегистрировать кассовый аппарат в удаленном режиме, а также пользоваться сервисами на сайте налоговой службы и Госуслуги. Процесс получения электронной подписи состоит из 5 этапов и осуществляется одним из 136 уполномоченных центров.

Электронная подпись

Онлайн-кассы: зачем нужна электронная подпись?

Использование онлайн-касс предполагает определенную схему работы: передачу сведений оператору фискальных данных (ОФД), а от него – Федеральную налоговую службу (ФНС). Как подтвердить достоверность передаваемых фирмой сведений? Для этой цели предусмотрено применение электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

ЭЦП для онлайн-кассы – это аналог рукописной подписи, который имеет вид криптографического кода, несущего уникальную информацию о ее владельце. Ее главная функция – защита сведений, передаваемых ОФД от подделок.

В рамках работы онлайн-кассы фирма использует ЭЦП в двух случаях:

  • при подаче заявки на регистрацию кассового аппарата в налоговых органах, которую теперь можно осуществить через интернет;
  • для подтверждения подлинности сведений, регулярно пересылаемых фирмой в ОФД.

Она может также использоваться при заключении договора на обслуживание между фирмой и оператором фискальных данных.

Рис 1. Электронно-цифровые подписи бывают трех видов – простые, усиленные и квалифицированные. Источник: Сайт «Свой бизнес»

Рис 1. Электронно-цифровые подписи бывают трех видов – простые, усиленные и квалифицированные. Источник: Сайт «Свой бизнес»

Важный момент: При работе с онлайн-кассой можно применять только квалифицированную электронную подпись (КЭП), которая, согласно ФЗ№-63 от 6 апреля 2011 года «Об электронной подписи», обладает законной силой.

Применение электронной подписи для онлайн-касс позволяет:

  • удостоверить факт авторства документа;
  • защитить сведения, передаваемые в ОФД, от подделки;
  • исключить вероятность внесения несанкционированных исправлений и дополнений в документ;
  • наделить акт передачи данных юридической силой.
Примечание: Если фирма ранее уже использовала ЭЦП при отправке сведений в налоговые органы, то она может продолжить пользоваться ею для онлайн-кассы. На ее основании можно пользоваться и иными услугами на сайте ФНС. Источник: Официальный сайт ФНС

Кто выдает ЭЦП и что нужно для ее получения?

Если у фирмы нет электронной подписи, то она может обратиться в любой удостоверяющий центр (УЦ) из перечня учреждений, аккредитованных ФНС. В настоящее в время в реестре налоговой службы значится 136 УЦ, имеющих лицензию на деятельность.

Процедура получения (КЭП) из пяти этапов:

  • представление заявки на получение подписи в уполномоченный центр;
  • пересылка заполненной анкеты;
  • внесение платы за услугу;
  • отправка отсканированных документов;
  • получение электронной подписи.
Рис. 2. Закрытый ключ и сертификат ЭЦП хранятся на электронном носителе

Рис. 2. Закрытый ключ и сертификат ЭЦП хранятся на электронном носителе

Примечание: В число документов, которые компании придется отправить в УЦ, входят справка из Росстата с указанием кодов статистики, карточка с перечислением банковских реквизитов, учредительные документы фирмы, СНИЛС будущего владельца ЭЦП.

Обычно процесс рассмотрения документов и создания новой ЭЦП занимает порядка 1-3 дней. Саму электронную подпись в пункте выдаче придется забрать лично. На руки владельцу будут переданы:

  1. сертификат и закрытый ключ;
  2. программное обеспечение для применения подписи.

Каждая подпись вносится в реестр того уполномоченного центра, который ее выдал. Если УЦ прекратит свою работу, то база выданных им электронных подписей не теряется, а передается его правопреемнику.

Примечание: Сертификат ЭПЦ действует на протяжении 365 дней. По истечении этого срока, на протяжении последующих 30 дней фирма может его пролонгировать, представив заявку в обслуживающий ее УЦ. Источник: Российская газета

Как использовать ЭЦП для онлайн-кассы?

Перед началом использования электронной подписи у ее владельца должны иметься три ее составляющих:

  • закрытый ключ, который известен только самому владельцу;
  • специальная шифровальная программа «КриптоПро», которая устанавливается на компьютер и запускается при использовании КЭП;
  • сертификат, который подтверждает принадлежность подписи ее владельцу и включает открытый ключ для ОФД.
Рис. 3. ЭЦП делала возможным существование онлайн-касс и избавила бухгалтеров от значительного объема бумажной работы. Источник: Сайт RasZP.ru

Рис. 3. ЭЦП делала возможным существование онлайн-касс и избавила бухгалтеров от значительного объема бумажной работы. Источник: Сайт RasZP.ru

Каждый из элементов цифровой подписи играет в процессе использования онлайн-кассы неотъемлемую роль.

  • Использование шифровальной программы. Когда предприниматель или организация решают отправить сведения в ОФД, то они запускают на компьютере шифровальную программу. Она преобразует электронный документ в совокупность символов (хеширование).
  • Применение закрытого и открытого ключей. Полученный хэш-документ кодируется с применением закрытого ключа и пересылает его в ОФД вместе с сертификатом. Оператор фискальных данных вновь хеширует полученные сведения, кодирует их на базе открытого ключа и переправляет в ФНС.

В налоговых органах проверяется соответствие двух хеш-документов, отправленных фирмой и ОФД. Если они идентичны, то переданные сведения признаются достоверными, обладающими юридической силой.

Примечание: Одна и та же КЭП может использоваться для онлайн-кассы, взаимодействия с налоговыми органами через сайт ФНС, а также для доступа к порталу Госуслуги

Как зарегистрировать кассовый аппарат удаленно при помощи ЭПЦ?

После того как фирма зарегистрировала КЭП – она может воспользоваться ею для регистрации своей онлайн-кассы в налоговых органах. Этот процесс происходит удаленно, через официальный сайт Федеральной налоговой службы.

Для этого необходимо совершить несколько несложных действий:

  • Войти в личный кабинет на сайте nalog.ru;
  • Выбрать вкладку «Учет ККТ»;
  • Внести в открывшуюся форму все параметры аппарата (марка, серийный номер, вид накопителя и др.);
  • Подтвердить сведения, используя ЭЦП, и отправить их на рассмотрение.

После присвоения онлайн-кассе регистрационного номера в личном кабинете пользователя отразиться эта информация.

С процессом регистрации онлайн-кассы с использованием квалифицированной электронной подписи лучше познакомиться на практике:

Важный момент: Предпринимателям и организациям удобнее оформить КЭП и лишь потом приступить к регистрации онлайн-кассы, поскольку регистрировать кассовый аппарат традиционным способом придется дольше. К тому же такой вариант не имеет законодательного закрепления. Источник: Российская газета

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.