Как стать ОФД – какие требования к кандидатам выдвигают налоговые органы?

Оператор фискальных данных должен бесперебойно в режиме реального времени принимать, шифровать и пересылать в налоговые органы сведения с онлайн-касс.  Это требует обеспечения защиты информации от любого деструктивного воздействия. Организациям, которые желают стать ОФД следует позаботиться о получении лицензий ФСБ и ФСТЭК, а также разрешения от ФНС.

Деятельность по передаче фискальных сведений

Оператор фискальных данных – это организация, которой вменено в обязанность принимать, кодировать, обеспечивать криптографической защитой и пересылать в налоговые органы сведения с кассовых аппаратов фирм-клиентов.

Как стать оператором фискальных данных

Важный момент! Согласно ст. 4.4. ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники» разрешение на обработку фискальных сведений может получить только юридическое лицо. Источник: официальный сайт ФНС России

Как стать оператором фискальных данных? Для этого потенциальному кандидату потребуется обратиться в ФНС и удостоверить:

  • применение в деятельности сертифицированного оборудования и лицензионного программного обеспечения;
  • использование на праве аренды или собственности зданий, относящихся к нежилому фонду;
  • получение лицензий от ФСТЭК и ФСБ на криптографическую обработку конфиденциальных сведений.
Важный момент! Оператор фискальных данных должен иметь собственный сайт с доменным именем первого уровня. Источник: официальный сайт ФНС России

В число претендентов на получение статуса организации, уполномоченной обрабатывать финансовую информацию с онлайн-касс, автоматически попадают компании, которые входят в одну из трех, перечисленных ниже групп:

  1. Организации, которые заняты в сфере электронного оборота документов;
  2. Фирмы, действующие в смежных отраслях, но работающие с высоконагруженными проектами;
  3. Отдельные производители кассовых аппаратов.
Рисунок 2. Если организация соответствует требованиям, то ФНС выдает ей разрешение. Источник: Портал бизнес-новостей Москвы

Рисунок 2. Если организация соответствует требованиям, то ФНС выдает ей разрешение. Источник: Портал бизнес-новостей Москвы

Несмотря на то, что операторов аккредитует налоговая служба – тарифы на обслуживание они вправе устанавливать самостоятельно.

Требования к имуществу организации

Помещение, в котором функционирует потенциальный ОФД должно входить в состав нежилого фонда, а также иметь защиту от несанкционированного вторжения извне:

  • усиленные двери и решетки на окнах;
  • противопожарную и противовзломную сигнализацию;
  • систему видеонаблюдения.

Здание оператора должна обслуживать сертифицированная охранная организация.

Основную часть оборудования кандидата на получение статуса «оператор фискальных данных» должны составлять компьютеры высокой мощности, способные обрабатывать не менее 10 тыс. чеков в секунду.

Для того чтобы стать оператором фискальных данных, компания должна иметь выделенный сервер, а также резервные источники питания на случай прекращения подачи электроэнергии.

Получение лицензии ФСТЭК

Лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) касается технических вопросов работы с конфиденциальной информацией. Она свидетельствует о том, что обрабатываемые ОФД сведения защищены от:

  • несанкционированного доступа;
  • утечки по техническим каналам;
  • целенаправленных деструктивных действий (уничтожение, блокировка, изменение и др.).

Перед тем как выдать фирме лицензию ФСТЭК проверяет:

  • помещение, используемое для проведения операций с фискальными данными;
  • криптографические устройства, серверы, резервные хранилища, CRM-системы, специальные программы, которые используются при работе с информацией;
  • аппаратные и программные средства защиты сведений;
  • квалификацию персонала.

Лицензия ФСТЭК выдается на 3 года, после чего может быть продлена по заявке ОФД. В случае смены названия, рода деятельности, юридического адреса фирмы документ переоформляется.

Рисунок 3. Образец лицензии ФСТЭК. Источник: сайт компании «ПроЭксперт»

Рисунок 3. Образец лицензии ФСТЭК. Источник: сайт компании «ПроЭксперт»

Оформление лицензии ФСБ

Перед тем как стать ОФД потребуется оформление лицензии ФСБ, которая легализует деятельность организаций, занимающихся шифрования данных, обслуживанием криптографического оборудования, формированием шифровальной защиты информационных и телекоммуникационных сетей.

Справка! Согласно приказу ФАПСИ № 152 от 13.06.2001 года надзор за использованием криптографии в качестве средства защиты конфиденциальных сведений осуществляет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Она определяет правила шифрования и передачи информации. Источник: официальный сайт ФНС России

 Перед выдачей лицензии сотрудники ФСБ тщательно проверяют квалификацию персонала компании, которая собирается стать ОФД, ее организационную структуру, а главное – оборудование, используемое для шифрования сведений.

Лицензия ФСБ на криптографию не имеет срока действия, если оператор фискальных данных не нарушает требований по использованию криптографической защиты информации в своей деятельности.

Разрешение на обработку фискальных сведений – итоговый этап

Рисунок 4. Образец лицензии ФСБ на криптографию. Источник: сайт компании «ПроЭксперт»

Рисунок 4. Образец лицензии ФСБ на криптографию. Источник: сайт компании «ПроЭксперт»

После того как технические требования соблюдены, а лицензии оформлены, можно подавать документы на получение разрешения в ФНС. Оно означает фактическое присвоение организации статуса ОФД.

  • документы на недвижимое имущество – свидетельство собственника или договор аренды;
  • экспертное заключение о соответствии установленным требованиям технических средств, используемых для обработки фискальной информации;
  • лицензии ФСТЭК.
Аккредитованные ОФД внесены в специальный реестр.  
Рисунок 5. Разрешение на обработку финансовой информации дает компании право на выдачу электронных чеков и квалифицированной электронной подписи (КЭП). Источник: сайт Alessandronicotra

Рисунок 5. Разрешение на обработку финансовой информации дает компании право на выдачу электронных чеков и квалифицированной электронной подписи (КЭП). Источник: сайт Alessandronicotra

Стать ОФД может организация, которая способна выполнять установленный спектр функций, предусмотренный в схеме работы онлайн касс:

  • С использованием собственных ресурсов постоянно в онлайн-режиме принимать и обрабатывать сведения, поступающие с кассовых аппаратов клиентов;
  • Ежедневно формировать и передавать в налоговые органы массивы зашифрованной финансовой информации не позднее 24 часов с момента ее получения от клиента;
  • Обеспечивать криптографическую защиту сведений, их конфиденциальность и идентификацию фирмы-клиента;
  • Резервировать базу данных и восстанавливать фискальные сведения за прошлые периоды в случае возникновения такой необходимости.
Важный момент! По истечении 5 лет с момента получения сведений от клиента ОФД обязан уничтожить их безвозвратно. Источник: официальный сайт ФНС России

Оператор фискальных данных обязан не только заключать договоры с клиентами, но и вести их учет. В случае его аннулирования ОФД сообщает об этом в налоговые органы.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть