- Нормативная база и новые требования в 2018 году
- Требования к оформлению ценников
- Как создать этикетки в едином стиле смотрите в видео:
- Где должны быть размещены этикетки
- Какая информация должна содержаться в обязательном порядке
- Что дополнительно можно указать на этикетке
- Особенности оформления этикеток при разносной торговле
- Образец правильно оформленного ценника
- Кто контролирует правильность оформления
- Какая организация курирует данный вопрос
- Чем грозит неправильное оформление
С 2016 г. ценники должны оформляться в едином стиле и, кроме цены, должны содержать название товара, сорт, вес, информацию о стране производителя, самом производителе и дополнительные сведения в зависимости от вида товара. За нарушение правил оформления и недостоверность сведений физическим и должностным лицам грозит штраф до 20 тыс. руб., юридическим лицам до 500 тыс. руб. Курирует этот вопрос Роспотребнадзор.

Нормативная база и новые требования в 2018 году
Требования к ценникам на товар устанавливаются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. (в частности, с изменениями от 23.12.2015 г.). Также данный вопрос попадает в сферу влияния Закона «О защите прав потребителей». Новые требования к оформлению ценников требуют, помимо цены, предоставления покупателю полной и достоверной информации об основных характеристиках товара и соблюдения единого стиля. Эти же требования предъявляются и в 2018 году.
Требования к оформлению ценников
Продавцы обязаны проинформировать покупателя о свойствах приобретаемой продукции. При этом нет жестких рамок относительно способа информирования: допускаются как бумажные этикетки, так и электронные «бегущие строки», и даже грифельные доски с меловыми надписями. Главное, чтобы сведения были доступны для покупателя.
Как создать этикетки в едином стиле смотрите в видео:
Где должны быть размещены этикетки
Вопрос размещения товарных ярлыков регулируется не законом, а правилами размещения товара. В первую очередь должна соблюдаться визуальная доступность информации, а также не должно быть путаницы. Следовательно, ценник лучше размещать в непосредственной близости от товара. В зависимости от способа выкладки он может располагаться ниже, выше или рядом.
[attention type=green]
Примечание: если во время распродажи разнородная продукция выложена в одной корзине, допустимо оформить на неё общий ценник.
[/attention]
Какая информация должна содержаться в обязательном порядке
В зависимости от вида товара в обязательном порядке на этикетке должно быть указано:
Таблица 1. Перечень обязательных сведений на этикетке
Продукция | Название | Сорт | Цена | Вес |
Продовольственные товары | + | + | + | + (кроме весовых и разливных) |
Непродовольственные товары | + | + (только для сортовых) | + | – (кроме штучных) |
Печатная продукция | – | – | + | – |
Источник: Правила № 55 с изменениями от 23.12.2015 г.
[attention type=green]
Важно: при уценке или скидках нельзя зачеркивать старую цену и писать новую. Старый ценник должен быть заклеен новым.
[/attention]
Что дополнительно можно указать на этикетке
Продавец может расширить список сведений о товаре. Это может быть следующая информация:
- наименование продавца;
- наименование изготовителя;
- технические характеристики;
- содержание ГМО;
- сроки хранения;
- условия гарантии.
Если нет возможности проинформировать об этом покупателей с помощью отдельных стендов или консультантов, эти сведения следует разместить на этикетке.
Особенности оформления этикеток при разносной торговле
При розничной торговле с лотков (ярмарки, рынки) нет необходимости оформлять отдельные ярлыки на каждый вид продукции. Эта же категория освобождена и от применения онлайн-касс. У продавца должен быть заверенный подписью прейскурант с указанием названия и цены. Печатью заверять не обязательно.
Образец правильно оформленного ценника
Минимально необходимые сведения, указываемые на этикетке:

Ценники, оформленные подобным образом, не соответствуют требованиям закона:


Кто контролирует правильность оформления
Что же предпринять покупателю, если он заметил нарушения во внешнем виде этикеток? Можно ли попытаться решить вопрос на месте или подать жалобу в контролирующую организацию?
Какая организация курирует данный вопрос
Функция контроля за соблюдением правил в области продаж возложена на Роспотребнадзор. При обращении следует предоставить подтверждение выявленных нарушений (видео, фото), по факту которых будет издан приказ на организацию проверки.
Чем грозит неправильное оформление
Если нарушения подтверждены в ходе проверки, к виновным лицам могут быть применены следующие взыскания:
Таблица 2. Штрафы за нарушение правил торговли
Суть нарушения | Статья КОАП РФ | Штраф для физ. лиц и должностных лиц | Штраф для юр. лиц |
Неверно указанные сведения | ч. 2 ст. 14.7 | 3 000 – 20 000 руб. | 100 000 – 500 000 руб. |
Недостоверные сведения о характеристиках товара или его качестве | ч. 1 ст. 14.8 | 500 – 1000 руб. | 5 000 – 10 000 руб. |
Прочие нарушения | ст. 14.15 | 300 – 3000 руб. | 10 000 – 30 000 руб. |