- Нормативные документы
- Стандартные требования к оформлению уголка покупателя
- Где должен быть размещен стенд
- Обязательная информация на стенде
- О чем дополнительно можно проинформировать покупателя
- Что должно быть в уголке покупателя, смотрите в видео:
- Кто контролирует наличие стенда и полноту информации
- Ответственность за отсутствие стенда или неполную информацию
Организации любых организационно-правовых форм обязаны размещать в торговом зале сведения о правах покупателей: сведения о продавце, лицензии, контактные данные контролирующих органов, нормативные акты и прочие сведения. С этой целью оформляется уголок потребителя. За его отсутствие предусмотрен штраф со стороны Роспотребнадзора от 1 500 до 40 000 руб.
Нормативные документы
Законодательство РФ обязывает продавцов информировать клиентов или покупателей о возможности защиты своих прав. С этой целью оформляется специальный стенд или, как его называют, уголок потребителя. Необходимость размещения стенда в торговом зале магазина или зале обслуживания регламентируется ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров. Эти же нормативные документы определяют и требования к тому, каким должен быть уголок потребителя. Рассмотрим, какая информация должна быть размещена в уголке потребителя в 2018 году.
Стандартные требования к оформлению уголка покупателя
Ст. 8 Закона обязывает иметь информационный стенд все организации и предприятия, вне зависимости от их организационно-правовой формы, которые производят, реализуют продукт или занимаются оказанием услуг.
Где должен быть размещен стенд
Требований к размещению информационного щита немного: место должно быть визуально заметным и легкодоступным. Главное – обеспечить беспрепятственный доступ к документации. При этом данные должны быть актуальными.
Обязательная информация на стенде
Продавец обязан предоставить свободный доступ к следующей информации:
- сведения об изготовителе или продавце в виде заверенной копии свидетельства о государственной регистрации;
- если ведется торговля лицензированными видами продукции или оказываются услуги в сфере, подлежащей лицензированию, – размещается заверенная копия лицензии;
- список проверяющих органов с указанием их контактных данных: адресов и телефонов;
- журнал проведенных проверок с отметками уполномоченных лиц;
- Закон РФ «О защите прав потребителей» в виде отпечатанной книги (распечатка из интернета будет считаться нарушением);
- правила продажи отдельных видов товаров или Правила оказания услуг общественного питания (в зависимости от сферы деятельности организации);
- график работы торговой точки.
О чем дополнительно можно проинформировать покупателя
Закон не регламентирует точный перечень дополнительных сведений, однако во избежание предупреждений и штрафов со стороны проверяющих органов следует разместить на информационном щите следующие документы:
- книга жалоб и предложений;
- инструкция по пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре;
- СанПиНы;
- правила по осуществлению бытовых услуг и прейскурант (если организация оказывает услуги);
- условия обслуживания льготных категорий граждан;
- информация о запрете и ответственности за продажу спиртного и табачной продукции несовершеннолетним;
- адреса и телефоны территориального отдела по защите прав потребителей;
- номера телефонов экстренных служб.
[attention type=green]
Важно: размещение дополнительной информации не дает оснований пренебрегать правилами по размещению основных документов.
[/attention]
Что должно быть в уголке покупателя, смотрите в видео:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=-jk4VQqd4kg
Образец правильно оформленного стенда
Для удобства покупателя документы можно размещать блоками:
Можно также оформить уголок в виде папки с прозрачными перекидными листами.
А вот помещать документы в одну общую коробку или ящик не рекомендуется – в этом случае затрудняется поиск нужных сведений, что создает неудобство для покупателей и может повлечь предупреждение со стороны контролирующих органов.
[attention type=green]
Важно: следует уделить особое внимание размещению нормативных актов и Книги жалоб и предложений. Именно на это чаще всего обращает внимание Роспотребнадзор.
[/attention]
Кто контролирует наличие стенда и полноту информации
Функции контроля за наличием обязательных документов в уголке покупателя возложены на Роспотребнадзор. Что касается самого информационного щита, то данный вопрос попадает в сферу внимания органов пожарного надзора – необходимо, чтобы размещенный стенд не нарушал требований противопожарной безопасности.
Ответственность за отсутствие стенда или неполную информацию
Согласно ст. 14.5 Административного Кодекса РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушивших требования к наличию стенда или полноте раскрытия информации, налагается административный штраф.
Таблица 1. Штрафы за нарушение требований по предоставлению информации
Суть нарушения | Статья КОАП РФ | Штраф для физ. лиц | Штраф для должностных лиц | Штраф для юр. лиц |
Отсутствие информации о производителе товара или иных обязательных сведений | ч.1 ст.14.5 | 1 500 – 2 000 руб. | 3 000 – 4 000 руб. | 30 000 – 40 000 руб. |