- Назначение сервиса
- Плюсы системы
- Минусы системы
- Кто обязан работать в ЕГАИС
- Подключение к ЕГАИС
- Порядок действий
- Требования к оборудованию и программному обеспечению
- Стоимость
- Как работает сервис
- Оформление закупок
- Оформление продаж
- Возврат товара
- Списание остатков
- Проверка продукции в системе
- Штрафные санкции за работу без ЕГАИС
ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для контроля производства и оборота алкогольной продукции. Все ИП и юрлица, занимающиеся производством, импортом и оптовой или розничной продажей алкоголя, обязаны работать через данную систему. Подключиться можно самостоятельно на официальном сайте Росалкогольрегулирования, или отправив запрос на подключение. За работу в обход системы предусмотрены штрафные санкции.

Продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит строжайшему контролю со стороны государства. Федеральный закон №171-ФЗ от 22.11.1995 года (с изменениями от 03.08.2018 года № 289-ФЗ) предписывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям продавать алкоголь через ЕГАИС. Подключиться к системе можно на официальном сайте http://egais.ru/.
В 20188 году в Закон были внесены корректировки. Был введен помарочный учет крепкого алкоголя. Теперь, при внесении продукции в систему, необходимо сканировать акцизную марку каждой единицы продукции.
Назначение сервиса
Единая государственная автоматизированная информационная система ЕГАИС создана с целью учета производства и оборота в Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта. Если говорить простым языком, то благодаря этой системе можно отследить движение каждой единицы товара с момента его производства или ввоза в страну до его продажи конечному потребителю.
[attention type=green]Справка! Этиловый спирт, идущий на производство фармацевтической продукции, не контролируется ЕГАИС.[/attention]
Плюсы системы
Новая информационная система имеет несколько плюсов для государства:
- возможность отслеживания контрафакта или подделки;
- получение полного объема данных о производстве и обороте для контроля, анализа и составления статистических отчетов;
- выявление величины неуплаченных налогов (акцизов на алкогольную продукцию).
Для покупателей продукции, а именно магазинов оптовой и розничной торговли, организаций общественного питания – это возможность получения полной информации о купленном товаре, начиная с момента его производства. Это поможет снизить процент продаж некачественной и поддельной продукции и, как следствие, отравлений.
Кроме того, поскольку все производители, импортеры и продавцы алкогольной продукции обязаны осуществлять декларирование объемов производства и оборота, ЕГАИС предоставляет возможность создания декларации непосредственно в системе.
Минусы системы
Из минусов можно выделить лишь необходимость покупки ИП и юрлицами специального оборудования, что повлечет дополнительные расходы.
Кто обязан работать в ЕГАИС
Согласно законодательству, зарегистрироваться в системе обязаны все ИП и юридические лица, занимающиеся производством и оптовой или розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции. Импортеры алкоголя также должны регистрировать в системе ввезенную в Россию продукцию.
Подключение к ЕГАИС
К 1 января 2018 года производители и продавцы алкогольной продукции всех регионов России обязаны были подключиться к новой информационной системе. Вновь сознанные юридические лица и ИП также обязаны пройти регистрацию для продажи алкоголя через ЕГАИС. Официальный сайт интуитивно понятен. На нем имеются четкие текстовые и видео-инструкции по подключению к системе.
Обязаны закупать продукцию через систему, но освобождены от фиксации продаж:
- организации, реализующие пиво, медовуху, сидр, пуаре и пивные напитки в розницу;
- рестораны, кафе и прочие организации общепита.
Могут не регистрироваться в ЕГАИС производители шампанских и прочих вин из собственного винограда.
Порядок действий
На официальном сайте сервиса в левом боковом меню расположены подробные инструкции по подключению к системе для разных категорий деятельности. Они несколько отличаются друг от друга. В любом случае, до регистрации требуется приобрести следующее оборудование:
- компьютер (или использовать уже имеющийся);
- аппаратный крипто-ключ – на него необходимо записать сертификат электронной подписи;
- онлайн-кассу;
- 2D-сканер.
[attention type=green]Справка! Аппаратный ключ (смарт-карта) – компактный носитель информации, содержащий в себе защищенный микропроцессор и операционную систему, контролирующую устройство, доступ к оперативной и долговременной памяти. Он содержит программу (апплет), выполняющую все необходимые криптографические операции внутри устройства и без использования внешних ресурсов.[/attention]
После покупки оборудования необходимо выполнить следующие шаги:
- зайти на официальный сайт ЕГАИС и пройти по ссылке «Войти в личный кабинет»;
- нажать «Ознакомиться с условиями и проверить их выполнение». На этом этапе осуществляется проверка условий доступа к личному кабинету на сайте;
- следовать требованиям системы и, в случае необходимости, скачать дистрибутивы компонентов системы и установить их;
- по завершении проверки нажать «Перейти в личный кабинет»;
- ввести ПИН-код (ГОСТ) аппаратного ключа, выданный во время его покупки;
- нажать кнопку «Показать сертификаты». В открывшемся окне отобразится сертификат электронной подписи;
- сгенерировать RSA-ключ. Для этого нажать на сертификат и выбрать раздел «Получить ключ»;
- загрузить в компьютер УТМ (универсальный транспортный модуль для передачи информации между разделами сервиса);
- установить адаптированную и доработанную информационную систему.
[attention type=green]Справка! Импортеры и производители алкогольсодержащей продукции до регистрации обязаны отправить заявление в МРУ Росалкогольрегулирования, которое выдаст программное обеспечение для установки на компьютер и после проведет проверку технических средств.[/attention]
О том, как правильно подключиться к ЕГАИС и установить УТМ, подробно рассказано в видео:
Требования к оборудованию и программному обеспечению
Для бесперебойной работы сервиса ИП и юрлица, занимающиеся закупкой или продажей алкогольной продукции, должны иметь оборудование, соответствующее определенным требованиям.
Таблица 1. Системные требования для организаций и ИП, осуществляющих закупку, хранение и оптовую или розничную продажу алкогольной продукции. Источник: egais.ru
Тип оборудования или ПО | Характеристики |
Процессор | Частота от 1,8 ГГц, от 32 бита |
Сетевой контроллер | Ethernet, разъем RJ45, 100/1000 Mbps |
ОЗУ | Минимум 2 Гб |
Жесткий диск | Минимум 50 Гб |
Операционная система | Windows или Linux |
Обязательное ПО | Java 8.0 и выше |
Для производителей и импортеров требования существенно отличаются. Ознакомиться с ними можно, скачав Системные требования для производителей и импортеров.
Стоимость
Все программное обеспечение ЕГАИС выдается бесплатно. Сертификация не требуется. Оборудование может быть куплено в любой фирме.
Как работает сервис
Работа ЕГАИС состоит из двух основных составляющих:
- подтверждение закупки продукции и контроль ее оборота;
- контроль продаж алкоголя.
Оформление закупок
В части закупок схема работы следующая:

- поставщик, произведя продукцию, заносит ее в программу. При продаже он выписывает накладные и отмечает в системе, какая продукция, куда и по каким документам отгружена;
- покупатель (магазин) получает накладные от поставщика посредством специального модуля УТМ, предназначенного для обмена данными между разделами сервиса. После приема товара он проверяет его и отправляет в ЕГАИС уведомление. В случае несоответствия именно в тот момент может быть произведена замена;
- после получения подтверждения от покупателя осуществляется приход товара на его счет и списывается со счета поставщика.
Оформление продаж
В части контроля продаж работа происходит по следующей схеме:

- покупатель, пришедший в магазин и выбравший товар, несет его на кассу;
- кассир считывает штрих-код, пробивая товар. В этот момент специально установленное программное обеспечение получает информацию о продаже алкоголя и требует сканирования двухмерного кода, нанесенного на бутылку. Только после этого покупка подтверждается и отражается в чеке, а информация уходит в ЕГАИС;
- проданная бутылка списывается со счета магазина в системе, а на кассовый аппарат отправляется чек со штрих-кодом, по которому покупатель в любой момент времени может проверить легальность купленной продукции.
[attention type=green]Справка! В ЕГАИС не учитывается розничная продажа алкогольной продукции предприятиям общественного питания. Кроме того, не учитывается розничная продажа пива и пивных напитков, медовухи, пуаре и сидра.[/attention]
Возврат товара
В случае необходимости возможно оформление возврата алкоголя в ЕГАИС. Осуществляется он через кассовый аппарат. Для этого:
- при помощи сканера и онлайн-кассы сканируется штрих-код с бутылки и открывается чек на возврат;
- касса передает информацию на сервер;
- возврат фиксируется, и позиция возвращается на баланс продавца.
[attention type=green]Важная информация! Требования к онлайн-кассам прописаны в Федеральном Законе №54-ФЗ «О контрольно-кассовой технике».[/attention]
Списание остатков
По требованию законодательства, до 1 января 2017 года все продавцы, производители и покупатели алкогольной продукции обязаны были привести остатки в системе в соответствие с реальной ситуацией. В настоящий момент необходимо обеспечивать строгое соответствие остатков.
При продаже товар автоматически списывается системой. В случае его порчи или утери списание осуществляется путем составления специального акта. Для примера, рассмотрим составление акта списания алкоголя в ЕГАИС через программу 1С. Для этого необходимо:
- в правом боковом меню выбрать «НСИ»;
- пройти путь Сервис-Обмен с ЕГАИС-Склад и выбрать «Акты списания»;
- нажать «Создать»;
- выбрать название организации в ЕГАИС;
- указать регистр списания и причину;
- заполнить вкладку «Товары»;
- провести документ.
В этот момент документ получает статус «Черновик». Далее путем нажатия кнопки «Передайте данные» он отправляется на подтверждение в ЕГАИС и приобретает статус «Передан в УТМ». После подтверждения статус документа изменится на «Проведен в ЕГАИС».

Проверка продукции в системе
При продаже алкогольной продукции чек, выдаваемый онлайн-кассой, будет содержать QR-код. Любой покупатель, отсканировав этот код или штрих-код на акцизной марке, может при помощи специальной программы, установленной на компьютер, планшет или смартфон, узнать, кем и когда был произведен данный товар. Росалкогольрегулирование разработало мобильное приложение для Android и iOs «АнтиКонтрафакт Алко».
Штрафные санкции за работу без ЕГАИС
За неподключение к ЕГАИС и продажу алкогольной продукции в обход системы, а также за несоответствие остатков алкоголя предусмотрены штрафные санкции:
- 10 000 – 15 000 руб. – для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц;
- 150 000 – 200 000 руб. – для юридических лиц;
- лишение лицензии.