Дата: 18 апреля 2021

Уголок потребителя обязательно должен присутствовать у любого индивидуального предпринимателя, самозанятого или юридического лица. Его отсутствие грозит штрафом. Тут мы расскажем, какие существуют требования и что должен содержать уголок потребителя.

Что должно быть в уголке потребителя

Уголок потребителя — это специально отведенное место, на котором находится стенд, где содержится информация о защите прав потребителя. Законодательство Российской Федерации обязывает иметь такой уголок каждому индивидуальному предпринимателю.

Какие требования к уголку потребителя и какие документы там находятся? Там должна находиться информация для потребителя: ИНН-номер предпринимателя и название органа, который его выдал, официальное название ИП, книга жалоб и предложений, данные человека, ответственного за претензии, брошюра закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», брошюра «Правила торговли и оказания услуг», номера телефонов проверяющих органов (полиции, пожарной охраны и Роспотребнадзора), журнал с отчетами проверок и часы работы заведения и адрес.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), сертификаты и прочие ценные документы перед размещением сначала надо скопировать и заверить. Оригиналы этих документов хранятся отдельно.

Если конструкция уголка потребителя не позволяет разместить в нем книгу жалоб и предложений, то она может храниться в другом доступном месте, о котором надо уведомить пришедшего клиента.

Кроме обязательных документов, которые должны быть на уголке потребителя, существует ряд дополнительных. К ним относятся: правила пожарной безопасности и схема аварийного выхода, информация о льготах или ограничениях (если они имеются) и список услуг и цен на них (например, если это уголок потребителя для салона красоты).

Уголок потребителя (его же называют «уголком покупателя») для ИП, для производства, для столовой, для аптеки или для ресторана строится по одному принципу и включает одни и те же основные нормативные документы.

Каким образом получить все необходимые документы для уголка потребителя? Если вы уже зарегистрированы как индивидуальный предприниматель в налоговой инспекции, то необходимые документы от налоговой у вас уже есть. Остается сделать копию и заверить. Брошюры с текстом закона «О защите прав потребителя» и «Правила торговли и оказания услуг» можно приобрести в магазине, заказать онлайн или скачать из интернета.

Телефоны контролирующих органов для уголка потребителя можно найти на официальном сайте города или через любые поисковые системы.

Правила оформления уголка потребителя

Единых зафиксированных правил как оформить уголок потребителя не существует. Индивидуальному предпринимателю стоит серьезно, а не формально подойти к оформлению уголка потребителя.

Во-первых, это улучшит имидж предпринимателя и его организации. Посетители почувствуют, свою важность и серьезность вашей конторы. Во-вторых, он может подтвердить вашу экспертность в профессиональной области — если разместить там сертификаты, лицензии и дипломы. В-третьих, эстетически оформленный и правильно размешенный уголок потребителя в восприятии человека делает вашу организацию более солидной и достойной доверия.

Главное правило размещения уголка потребителя в том, чтобы посетитель мог легко к нему подойти. Традиционно его размещают или в зоне входа в помещение, или в пространстве, рядом с кассой. Помещать стенд за прилавком или в другом месте, к которому нет прямого доступа, недопустимо. В месте, где он находится, должно быть достаточно светло для чтения.

В канцелярских магазинах можно приобрести типовую заготовку в виде плоского стенда с накладными прозрачными отсеками. В типографиях можно заказать заготовку с индивидуальным дизайном. Если нет возможности самим заниматься составлением уголка потребителя, то можно сразу заказать готовый — его стоимость находится в пределах от 1000 до 3000 рублей.

Информацию, размещенную на информационном стенде нужно регулярно обновлять. Каждый документ надо подписать.

Ответственность за отсутствие или неправильное оформление уголка потребителя

За отсутствие уголка потребителя грозят штрафы от контролирующих органов и административная ответственность. Каким образом это может произойти? После жалобы одного из клиентов или при внезапной проверке Роспотребнадзора. Проверки происходят спонтанно, поэтому лучше всегда содержать уголок потребителя в надлежащем виде.

Инспекторы Роспотребнадзора проверяют наличие всех необходимых документов на стенде и их актуальность. Если при проверке найден недостаток, то инспектор может предложить исправить его в ближайшее время, при этом не составляя протокол. Так обычно происходит при первом нарушении. Если же нарушение вторичное и существенное, то придется выплатить штраф.

Кроме представителей Роспотребнадзора стенд в уголке потребителя могут проверить специалисты по пожарной безопасности или работники налоговой службы.

Временное отсутствие уголка потребителя не является нарушением и не несет за собой взыскание штрафа. В том случае, например, если стенд находится на переделке в то время, когда пришел инспектор.

В статье 14.5. Кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года прописаны размеры возможных штрафов. Для самозанятых и ИП штраф составляет от 300 до 1500 рублей, для должностных лиц — от 1000 до 3000 рублей, для юридических лиц — 10000 до 30000 рублей.

Обнаружение органами контроля на стенде ложной информации тоже несет за собой взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 рублей.

Поделиться:
Adblock
detector