Электронные ценники – это специальные устройства, созданные для замены бумажных аналогов. Они не являются обязательными, но дают возможность оперативно менять цены как на ценниках, так и в онлайн-кассе, что гарантирует их соответствие. Полный комплект оборудования и программного обеспечения стоит дорого, однако огромные маркетинговые преимущества быстро окупают все расходы.
Что такое электронные ценники
Электронные ценники для магазинов – это удобные и практичные устройства, предназначение которых – демонстрация цены на товар и быстрое ее изменение в случае необходимости. Их установка не является обязательной, однако имеет много плюсов как для продавцов, так и для покупателей.
[attention type=green]Важно! Согласно российскому законодательству, цена на ценнике и цена, пробиваемая на кассе, должна быть одинаковой. Электронные устройства помогают строго соблюдать данное условие торговли. [/attention]
Определение и устройство
Электронные ценники представляют собой небольшие автономные устройства с экраном, на котором отображается информация о товаре и его стоимость. Они могут быть двух видов:
- графические, где возможно отображение любой требуемой информации;
- сегментные, где количество символов ограничено.
Образцы можно увидеть на фото.
Состоят устройства из следующих элементов:
- корпус с цифровым экраном: жидкокристаллическим или изготовленным по технологии электронных чернил E-lnk;
- микросхема;
- светодиод (не обязательно);
- радио-модуль;
- батарея.
Имеется возможность дополнительной комплектации различными чипами для повышения их функциональности.
Экраны E-lnk применяются гораздо чаще из-за их неоспоримых достоинств:
- использование двух (черный и белый) или трех (черный, белый, красный) цветов;
- высокая контрастность изображения;
- отсутствие бликов;
- использование заряда батареи исключительно в момент смены информации.
Размер устройства определяет место его установки:
- аппараты размером 4-8 см устанавливаются в ряд на полках супермаркетов;
- аппараты размером 20 см имеют подвесной карман и удобны, например, в магазинах бытовой техники и электроники, мебели или других крупногабаритных товаров.
Какое оборудование требуется
Для установки потребуется покупка специального оборудовании и программного обеспечения:
- управляющий центр или, попросту, компьютер;
- сервер или терминал сбора данных;
- роутеры или оборудование для организации точек доступа в Интернет;
- непосредственно ценники и специальные направляющие для их крепления;
- программное обеспечение.
Может понадобиться также реконструкция полок, т. к. на них необходимо установить крепления.
Принцип работы
Процесс установки и изменения цены состоит из нескольких этапов:
- Менеджер в управляющем центре вносит в базу данные о товарах или изменении цены.
- Данные поступают на облачный сервер. Этот этап актуален только для сетевых супермаркетов, когда стоимость нужно изменить сразу во всех торговых точках. Именно здесь информация расходится по разным магазинам.
- Данные поступают на сервер, расположенный в магазине.
- При помощи роутеров информация передается на устройства, и данные обновляются.
Использование в РФ
Установка электронных ценников в магазинах регулируется Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. Изменениями, внесенными в него в 2016 году, было оговорено, что допускается применение в магазинах как бумажных, так и электронных ценников. Однако они должны быть единообразны, т. е. в каждой торговой точке может быть использован только один вид устройства.
Преимущества и недостатки
Электронные ценники – это мощный маркетинговый потенциал. Несмотря на высокую цену, их установка имеет существенные преимущества перед бумажными аналогами:
- Оперативное управление ценой. Стоимость товара заносится в базу оператором и после синхронизации автоматически обновляется и в онлайн-кассе, и на ценниках.
- Возможность проведения программ лояльности для клиентов магазина. Опциональная установка дополнительного NFC-чипа позволяет устройству реагировать на смартфоны покупателей и определять тех, у кого установлено мобильное приложение данного магазина, и выводить на экран смартфона специальную цену для постоянных клиентов.
- Внесение изменений в цены возможно не только в пределах одного магазина, но и в случае сетевых ритейлеров во всех точках сразу.
- Возможность проведения срочных промоакций, когда необходимо практически мгновенное изменение цены.
- Законодательством определено, что цена на устройстве должна соответствовать цене на кассе. Благодаря электронным устройствам вопрос несоответствия цен полностью исключается.
- Возможность отображения дополнительной информации.
- Могут быть отображены данные о количестве единиц товара в наличии. В этом случае устройство способствует эффективному управлению запасами.
- Информация о сроке годности, занесенная в базу, также позволит своевременно видеть, какие товары необходимо снять с продажи.
Более подробно об устройстве электронных ценников и их преимуществах можно узнать, посмотрев видео:
Как выбрать
Выбор устройства зависит от типа и размера магазина:
- Для магазинов, торгующих мелкими товарами, например, продуктовых, косметических, аптек, лучше подойдут модели небольшого размера. Их легко устанавливать на полку при помощи специального крепления под товары небольшого размера.
- Соответственно, модели большого формата подходят для крупногабаритных товаров. В этом случае их можно поставить непосредственно на товар, например, на стиральную машину, или повесить на специальной направляющей над товаром.
- Модели с LED-лампами или трехцветные привлекают клиентов. Такие устройства особенно актуальны там, где часто проводятся акции.
- Ценник должен быть оборудован системой обратной связи, чтоб ответственный оператор мог видеть состояние обновления цены и уровень заряда батареи.
[attention type=green]Важно! В одном магазине можно использовать ценники разного размера. Например, в магазине электроники для крупных товаров предпочтительнее устройства большого размера, т. к. на них возможно отображение технических характеристик товара. Небольшие модели подойдут для расходных материалов.[/attention]
Стоимость
Стоимость установки складывается из:
- Стоимости ценников и креплений для них.
- Цены терминала для сбора данных и управления.
- Цены телекоммуникационного оборудования. Количество точек доступа в Интернет зависит от размера магазина. На небольшой магазинчик формата «Рядом с домом» понадобится всего 1-2 точки доступа, для гипермаркета – до 25.
- Стоимость обучения персонала.
- Стоимость проектирования и установки.
Непосредственно цена электронных ценников для магазина колеблется в пределах 50-250 рублей за одно устройство. Общая стоимость программного обеспечения и оборудования зависит от размера магазина и может составлять от нескольких тысяч до нескольких сот тысяч долларов.