Инвентаризация в магазине

Порядок действий при инвентаризации в магазине.
Как проводится инвентаризация в магазине: порядок действий и оформление в 1С

При проведении инвентаризации в магазине необходимо определиться со списком лиц, участвующих в пересчете, и назначить каждому из них роль (кто считает, кто записывает, кто проверяет срок годности). Результат пересчета оформляется через подписания соответствующих актов, далее результат заносится в 1С.

Как проводится инвентаризация в магазине: порядок действий и оформление в 1С

В каких случаях нужна инвентаризация

Инвентаризация в розничной торговле и по организации в целом выявляет фактическое наличие имущества. Сличает результаты с теми, что числятся на балансе. Осуществляется как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае ревизия проводится исключительно по инициативе руководства. В остальных – по требованию закона.

Таблица 1: формы и отличия инвентаризации

Добровольная Обязательная
  • плановая (по утвержденному графику);
  • внезапная;
  • сплошная: сырье, запасы, оборудование, мебель, денежные средства;
  • выборочная: склад, отдел в магазине, вид товара (бытовые или пищевые продукты);
  • запрашиваемая: сотрудник настаивает на ревизии
  • имущество сдается в аренду;
  • увольняется материально-ответственный сотрудник (бригадир, продавец, кладовщик);
  • ответственный сотрудник сдает смену;
  • по прошествии стихийных бедствий: пожар, наводнение, техногенные аварии;
  • участились/обнаружены случаи кражи имущества;
  • по итогам года составляется бухгалтерская отчетность

В любом случае положение о ревизиях (сроках, формах, времени проведения) принимаются руководителем и главным бухгалтером. Документооборот формируется с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.

Для оформления результатов проверки организация имеет право самостоятельно разрабатывать формы актов, ведомостей, но этот момент следует упомянуть в учетной политике. Замена унифицированных бланков на разработанные самостоятельно не должна искажать информацию, содержать ошибки.

Читайте также:  Порядок инкассации денежных средств

С чего начинается инвентаризация в магазине

Проведение инвентаризации в магазине начинается с подготовки помещения, сортировки товаров розничной торговли по видам, секциям, отделам, местам хранения. Объемный перечень номенклатуры требует много времени на проверку. Добиться точности и сэкономить время возможно, если придерживаться последовательности:

  • остановить торговлю: поступление, списание и перемещение ТМЦ в другие отделы;
  • сгруппировать товары по типам, чтобы считать их последовательно;
  • отсортировать товар со штрих-кодом: при наличии кода на части продукции пересчитывать ее отдельно будет проще;
  • определить действия каждого участника комиссии: один отслеживает список, другой ведет подсчет, третий сверяет сроки годности товаров.

[attention type=green]Справка! С 01 июля 2018 года в сфере торговли весь ассортимент должен быть внесен в базу данных онлайн-кассы даже в маленьких магазинах. Это позволяет определить, что конкретно приобрел покупатель.[/attention]

Как проходит инвентаризация в магазине

По общему правилу инвентаризация начинается с того, что:

  • издается приказ (бланк ИНВ-22) о начале проверки, где устанавливаются сроки и участники комиссии;
  • материально-ответственные лица передают расписку в бухгалтерию о том, что товарооборот завершен, все ТМЦ оприходованы, списаны и акты об этом переданы в бухгалтерию;
  • ограничивается доступ в зал, где ведется ревизия посторонним;
  • при необходимости прервать процедуру помещение закрывается и пломбируется.

Фактические данные о товаре: вес, количество, объем вписываются в инвентарный акт (ИНВ-3) участниками комиссии. Документ составляется в двух экземплярах. Помарки, ошибки или исправления в записях не допускаются.

В момент ревизии все члены комиссии должны присутствовать в магазине вместе с продавцами, товароведами и прочими материально-ответственными лицами. Это дает гарантию того, что ТМЦ не подменят, вынесут излишек, спишут качественную единицу в брак.

Исключить поступление новых товаров в процессе инвентаризации сложно. Если в этот период осуществляется поставка, она вписывается в специальную ведомость «ТМЦ, поступившие во время инвентаризации» и приходуется после завершения.

При необходимости изъять что-либо нужно согласовать этот шаг с руководителем и бухгалтером, внести списываемое в опись «ТМЦ, выбывшие во время инвентаризации». Следует помнить, что каждое действие должно осуществляться в присутствии свидетелей: членов комиссии, ответственных за товары лиц.

Документальное оформление результатов проверки

По результатам инвентаризации формируется сличительная ведомость (ИНВ-19), где отражены недостача или излишки товаров. По каждому факту отклонения в любую сторону комиссия обязана провести проверку и занести результаты в итоговую ведомость (ИНВ-26):

  • недостаток по причине естественной убыли;
  • по недосмотру или халатности;
  • по злому умыслу (если проверка инициирована с целью пресечь кражу или порчу ТМЦ).

Причины помогут руководителю установить виновника и взыскать с него убыток в денежном выражении. Выявить наличие единиц устаревшего или просроченного товара, списать его в убыток.

По завершении проверки инвентаризационный акт подписывают все участники комиссии, руководитель и главный бухгалтер, а также сотрудники, ответственные за движение ТМЦ.

Таблица 2: учет результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

Что списываем/приходуем Куда списываем/приходуем
дебет кредит
1 Излишки товаров 41 91.1
2 Недостачу товаров 94 41
3 В пределах норм естественной убыли 44 94
4 Убыток за счет виновного сотрудника 73.2 94
5 Убыток за счет прибыли организации 91.2 94
6 НДС в части товаров, которые списаны в убыток 91.2 19.3

 

[attention type=green]Проводки, которые отражают результаты инвентаризации, формируются в том периоде, к которому относится дата проведения проверки (дата составления описи).[/attention]

Отражение в 1С излишка и недостачи

Если учет автоматизирован, то оформить и проанализировать результаты инвентаризации ТМЦ в 1С намного проще. Для примера предлагаем использовать версию «Управление торговлей 10.3».

В разделе «Управление складом и запасами» создается операция «Перерасчет товаров», где отражается:

  • фактическое и учетное количество товаров;
  • отклонения между фактическим и учетным количеством.

В первую очередь создаем документ:

Рис 2: анализ результатов инвентаризации
Рис 2: анализ результатов инвентаризации

Заполняется форма автоматически, делая выборку данных на основании ежедневных проводимых операций. После проведения в программе формируются проводки и регистрируются условия по ТМЦ, меняя фактические остатки по складам: приходуется избыток, списывается недостача.

Для удобства в программе формируется отчет, который наглядно показывает наименование, артикул номенклатуры, количество единиц и отклонения.

Рис 3: сличительная ведомость остатков
Рис 3: сличительная ведомость остатков

Унифицированные формы, которые требуются для проведения ревизии, поддаются редактированию. Меняется общее количество участников инвентаризационной комиссии (по закону должно быть не менее 3 человек).

Сервис бухгалтерской программы дает возможность переоценить морально устаревшие товары. Или провести дооценку с учетом изменившихся рыночных цен на аналогичную продукцию. Подробности узнайте на видео:

 

[attention type=green]Кроме того, реализована возможность подключения к программе кассовое оборудование, сканера для пересчета ТМЦ. Это позволяет исключить возникновение ошибки, учитывая загруженность персонала и объемы номенклатуры в сфере торговли.[/attention]

Сколько может длиться инвентаризация

С учетом требований и формы проводимой инвентаризации операция занимает от 1 часа до нескольких дней. По видам проверок обратимся к правилам:

  • при составлении балансовой отчетности – ежегодно (строго с 1 октября по 31 декабря);
  • при проверке основных средств – один раз в три года;
  • расчеты с контрагентами – в конце года (31 декабря);
  • прочие – в соответствии с решением руководителя.

В рознице четких норм не предусмотрено правилами, но рекомендуется проводить ревизию в разумные сроки.

Возмещение ущерба ответственным лицом

Сотрудник берет на себя ответственность в момент подписания соответствующего соглашения. При выявлении факта недостачи полная ответственность возлагается на персонал, если:

  • совершено административное или иное преступление;
  • доказан факт умышленного нанесения вреда;
  • установлено наличие алкогольного опьянения у работника.

В любом случае ущерб возмещается только в отношении прямых расходов (полная стоимость ТМЦ, снижение общей стоимости). Ответственное лицо дает письменное объяснение по недостаче или порче товара. Результаты передаются руководителю. Он издает приказ о возмещении убытка.

Бухгалтерия удерживает из заработка сотрудника не более 20% в месяц и погашает задолженность перед организацией. Работника необходимо ознакомить с результатами проверки под роспись. Если не соблюдать регламент, то результаты ревизии работник может оспорить через суд.

kassir/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Онлайн Кассы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.